Ремонт геометрии турбины



Ремонт геометрии турбины – термин, который нередко употребляют применительно к ремонту турбин с изменяемой геометрией, строго говоря, не вполне корректен. Отремонтировать геометрию так же невозможно, как, говоря словами Пушкина, проверить алгеброй гармонию. А вот отремонтировать заклинившую турбину, чтобы ее лепестки изменяли проходное сечение турбины и меняли угол своего наклона согласно заданным параметрам, вполне можно.

Чтобы несведущий в тонкостях устройства современных турбин автовладелец понимал, о чем идет речь, несколько слов об устройстве турбин этого типа. Они получили свое название ввиду наличия у них управляемого электроникой механизма, с помощью которого, в зависимости от режима работы двигателя, меняются проходное сечение на входе выхлопных газов в турбину и угол наклона лопастей, которые эти газы вращают. Это необходимо для того, чтобы даже на небольших оборотах двигателя и, соответственно, при небольшом количестве выхлопных газов, количество нагнетаемого турбиной в камеры сгорания воздуха оставалось неизменным.

Чистим геометрию турбины


Турбины с изменяемой геометрией появились не так давно, чуть более четверти века назад: впервые турбина такой конструкции появилась в 1989 году на Крайслере. Да и сегодня они устанавливаются только на двигатели автомобилей класса премиум. Поэтому далеко не во всех автосервисах есть специалисты, способные исправить дефекты, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации турбины.

Независимо от производителя двигателя и марки турбокомпрессора, существует три основные причины, вызывающие неисправность этого механизма. Первые две – стандартные, они свойственны всем турбинам вообще.

Первая – загрязнение лопастей турбины остатками сгоревшего топлива, отработанным маслом либо попавшими в турбину песчинками, гранитной крошкой, а то и фрагментами резиновых прокладок корпуса. Вторая – физический износ подвижных лопастей и появление в механизме чрезмерных люфтов. В результате, лопасти либо начинают поворачиваться неравномерно, либо вообще перестают это делать.

Если для устранения первой причины в большинстве случаев достаточно лишь тщательно очистить детали турбины от гари и промыть их в специальном растворе, то с устранением второй придется попотеть. Нет смысла, да и технической возможности заменить одну вышедшую из строя лопасть – придется подвергнуть замене всю крыльчатку.


Во-первых, замена одного элемента крыльчатки нецелесообразна с экономической точки зрения; во-вторых, не факт, что новая лопасть идеально встанет на место прежней (точность подгонки элементов крыльчатки турбины с изменяемой геометрией составляет доли микрона, чего возможно добиться только в заводских условиях); в-третьих, производители турбин не очень-то поощряют такую «самодеятельность» даже профильным автосервисам.

 

В результате возникновения люфта, лопасть в процессе работы начинает бить по основанию самой крыльчатки, что также приводит к ее преждевременному износу. Дальше – больше: разбалансированная крыльчатка начинает бить уже по корпусу турбины, и если вовремя поломку не устранить, турбина становится неремонтопригодной полностью, и владельцу автомобиля придется раскошеливаться на новую.

Вывод напрашивается сам собой: при первых же признаках некорректной работы турбины нужно немедленно обращаться в автосервис. Так Вы сэкономите и деньги, и время, и нервы.

Также причиной, вызывающей необходимость ремонта геометрии турбины, может стать поломка ее электронной начинки – реле, управляющего механизмом поворота лопастей. Но чем это реле напичкано, не знает, наверное, никто, кроме его производителя. Поэтому выход только один: менять.

Ремонт геометрии турбины

Разумеется, менять любые вышедшие из строя детали турбины с изменяемой геометрией надо исключительно на «родные», или производства фирм, которые рекомендует производитель. Иначе результат окажется плачевным. В лучшем случае приобретенная Вами деталь неизвестного происхождения просто не встанет на место, в худшем – через короткое время выйдет из строя и приведет к еще более серьезной поломке. Так что, если в работе турбины начались неполадки, лучше не затягивать с поездкой в автосервис и не скупиться на ремонт. Лишних денег фирма, уважающая своих клиентов и дорожащая своей репутацией с вас не возьмет, но имейте в виду: ремонт геометрии турбины – удовольствие не из дешевых.

В утешение тем, кого озадачил такой ремонт, можно сказать следующее: на российском рынке автозапчастей проблемы, с дефицитом комплектующих для таких турбин нет, а в профильных автосервисах в большинстве случаев все необходимое для ремонта есть в наличии – и запчасти, и соответствующие инструмент и техника, и опытные мастера. Поэтому и гарантию на качество всех работ там дадут обязательно.

Чистка геометрии турбины

Можно ли обезопасить свой автомобиль от подобной поломки? Полностью – вряд ли. Но максимально отсрочить ремонт турбины очень даже возможно. Использование качественного топлива и масла и регулярная чистка геометрии турбины помогут максимально продлить срок ее службы.

Темп езды, стиль вождения также влияют на скорость оседания сажи на лопастях крыльчатки. Способствуют загрязнению турбины и езда с недостаточно прогретым двигателем, и преждевременное включение высоких передач. С другой стороны, при езде с высокой скоростью на высоких оборотах двигателя и, соответственно, турбины, сажа частично выгорает сама. Поэтому поездки по трассе «с ветерком» тоже можно рассматривать как профилактику поломок турбины.

Обращайтесь в наш специализированный автосервис в Санкт-Петербурге. Мы чистим геометрию турбины и проводим ремонтные работы.