Ремонт турбин Курсор 10 Ивеко Стралис



Работа грузового автомобиля тяжела: высокие ежедневные нагрузки, плохие дороги, не всегда качественное топливо – все это сказывается на машине не лучшим образом. Потому и стареют грузовики значительно быстрее легковых автомобилей. В большей степени это относится к мотору – сердцу грузовой машины.

Так, средний срок службы грузовика или микроавтобуса Iveco в России составляет всего 5-7 лет, но для автомобиля, находящегося в коммерческом использовании, это большой срок. Двигатель же – в большинстве своем это двигатель Ивеко Курсор 10 – начинает требовать ремонта еще раньше, на втором-третьем году жизни. И, чаще всего, первым встает вопрос ремонта турбин Курсор 10.

Особенности турбин Курсор 10

Курсор 10 – это шестицилиндровый дизельный двигатель с объемом 10,3 л и частотой оборотов 1550 об./мин. А вот его мощность зависит от модели механизма, на нем установленного, и варьируется в пределах от 390 до 450 л.с.

Турбокомпрессоры Ивеко заслуживают самой высокой оценки, ведь большинство из них – это механизмы с изменяемой конфигурацией. Благодаря механизму изменения сечения выходного отверстия турбины и углу наклона ее лопастей турбодизелю удается сводить на нет так называемый эффект «турбоямы» – резкого снижения мощности на низких оборотах двигателя.

Ремонт турбин Курсор 10 усложнился

Конструкция заметно усложнилась – стал сложнее и ее ремонт.

Важно! Механизм, обеспечивающий в нужный момент уменьшение сечения выходного отверстия и поворот лопастей, был разработан всего 20 лет назад и продолжает совершенствоваться по сей день. Поэтому его конструкционные особенности на турбинах разных годов выпуска могут несколько отличаться.

Существует три способа, позволяющих изменить положения лепестков: изменением давления в турбинном механизме, электронным регулятором и специальным мотором.

Диагностика и ремонт турбины Ивеко Курсор 10

Механизм подвержен износу в значительно большей степени, нежели другие элементы двигателя. От воздействия высоких давления и температур она быстро стареет, а попадание в ее корпус инородных тел, способно вывести из строя практически моментально. От этих бед не спасает даже то, что все детали турбин Курсор 10 изготовлены из особо прочных сплавов.

Неожиданное падение мощности двигателя, равно как и резкое ее увеличение (что особенно заметно на низких оборотах); изменение объема и состава выхлопных газов, что видно даже невооруженным глазом; изменение звука турбины (она начинает свистеть или «захлебываться»), увеличение расхода топлива – все это признаки поломки, при появлении которых следует немедленно обратиться в автосервис для проведения ее диагностики.

Единственное, что владелец автомобиля может сделать самостоятельно, без риска нарушить балансировку, это визуально осмотреть колесо компрессора. Для этого потребуется отсоединить модуль подачи воздуха, в результате чего появится возможность рассмотреть лопасти компрессора.

Важно! Даже если причина поломки кроется в изменении геометрии или разрушении лопастей компрессора, никто не поручится, что эта поломка единственная. В любом случае, потребуется снятие турбины с мотора и ее полная диагностика мастером – только в этом случае «диагноз» окажется максимально точным.

Турбина Ивеко Стралис Курсор 10: ремонт и балансировка

Ремонт всех турбинных устройств, в том числе и Курсор 10 здесь не исключение, начинается с кропотливой чистки и промывки в специальном растворе всех ее деталей. Сгустки масла, запекшиеся на лопастях крыльчаток, накипь сгоревшего топлива – все это влияет на качество работы устройства самым непосредственным образом. К тому же, на отчищенной до блеска детали легче заметить начинающийся процесс ее разрушения – зарождающуюся трещину или скол.

Все детали, даже «заподозренные» мастером в деформации и поломке, подлежат замене. Никакие «приклеить» или «приварить» в случае с ремонтом турбины Курсор 10 не работают. Во-первых, потому что все они изготавливаются из легированных сталей, которые не подлежат сварке, а во-вторых, потому что это приведет к невозможности балансировки механизма.

Важно! Все запчасти, требуемые для ремонта турбины, должны быть либо оригинальными, либо сертифицированными производителем. Любое отклонение от технологического процесса в их изготовлении влечет, как минимум, значительное снижение их ресурса, как максимум – поломку через самое короткое время.

Кроме того, неработающая или неисправно работающая турбина может привести и к повреждению самого двигателя. Нередки случаи, когда от перебоев в системе турбонаддува страдают элементы топливной системы, катализатор и поршневая группа.

Наиболее ответственный этап ремонта турбины Курсор 10 – это процесс ее балансировки. На профильных станциях техобслуживания он почти полностью автоматизирован. Балансировка турбин производится на специальном стенде, раскручивающем турбину сперва на малых, а потом на предельно допустимых оборотах вплоть до скорости в 200 тыс. об./мин. На каждом из этапов балансировки мастер при помощи ручной шлифовальной машинки осуществляет доводку крыльчаток турбины, добиваясь динамического баланса с погрешностью в тысячные доли грамма. Достижение столь точного результата в гаражных условиях невозможно даже теоретически.

Важно! Балансировка турбины на высоких оборотах дает полную уверенность, что даже в экстремальных условиях работы на повышенных оборотах турбину на перекосит и не заклинит, поэтому пренебрегать этой операцией нельзя.