Турбина — один из наиболее сложных узлов двигателя, поэтому её работоспособности стоит уделять особое внимание. В частности для того, чтобы избежать серьезных сбоев в процессе эксплуатации, необходима регулярная профилактическая диагностика, которую, как и для всех узлов двигателя, целесообразно проводить не реже одного раза в год.
Так как турбина — весьма капризное оборудование, особые требования предъявляются также к квалификации специалиста, работающего с ней.
Варианты диагностики турбины
Данная операция может иметь два варианта выполнения:
- Диагностика без снятия узла с двигателя;
- Демонтаж турбины и стендовые испытания
Вопреки распространенному мнению, нельзя сказать, что первый вариант намного легче и быстрее последующего, так как требует довольно трудозатратных работ по демонтажу других узлов. В частности:
- снимаются патрубки компрессора в его холодной части;
- частично демонтируется выхлопная труба, а иногда и выпускной коллектор;
Визуальная диагностика в таком случае позволяет убедиться в отсутствии движения масла по холодной и горячей части турбины. Он также позволяет проконтролировать наличие и размер люфтов: горизонтального и осевого.
После выполнения всех этих манипуляций для полного демонтажа турбины остаётся только отсоединить маслоподающие магистрали, поэтому первый формат проверки часто переходит во второй.
Типичные неисправности турбин
Признаки поломок характеризуют проблемы с топливной системой в целом,
однако, если вы заметили какой-либо из них, стоит обратить пристальное внимание на состояние данного узла:
- изменение цвета выхлопных газов, который можно охарактеризовать как наличие черного, сизого или синего дыма. При этом по цвету газа можно сделать определенные выводы о характере поломки. Так, черный цвет говорит о том, что воздух поступает в двигатель в недостаточном количестве, а часть обогащенной смеси сгорает непосредственно в турбине. Если дым имеет синий или серый оттенок, это важный признак того, что в турбине сгорает масло. Часто к такому результату приводит не справляющийся со своими функциями воздушный фильтр. При этом давление воздуха увеличивается и масло начинает подтекать из компрессора в турбину.
- увеличение уровня шума при работе двигателя — при неисправной работе турбины это скорее всего будет характерный свист. Часто данную проблему вызывают различные механические повреждения частей турбины, к примеру наличие потертостей и царапин на роторах.
- увеличение расхода масла или топлива. Часто данную проблему вызывает изношенность частей турбины.. Нередко её источником также становится засорение маслопровода.
- перегрев двигателя и уменьшение тяги.
Любой из этих признаков может характеризовать как неполадки именно с турбиной, так и с другими частями двигателя и топливной системы. Именно поэтому если в ходе проводимой диагностики не выявляется ярко-выраженной неисправности данного узла, также диагностируют:
- двигатель;
- топливную и электронную систему автомобиля;
- катализатор.
Сделать диагностику турбины в автосервисе
После визуального осмотра, который позволяет определить очевидные и ярко-выраженные неисправности, например, увеличенные зазоры, загрязнение или износ узлов, переходят к глубокой проверке параметров на специальном стенде. Используя его проверяют:
- наличие утечек под давлением масла на оборотах;
- балансировку;
- актуатор;
- открытие лепестков геометрии турбокомпрессора.
Данный этап позволяет сделать диагностику турбины более качественно и максимально точно выявить источник неисправности в турбине или, напротив, перейти к поиску поломок в других смежных системах, как описано выше.
Нетипичные поломки турбин и пути решения проблемы
Нередко при диагностике на компьютере турбина оказывается исправной, однако на деле возникают сложности с её функционированием. В частности можно выделить два узла, неполадки в которых чаще всего не диагностируются при различного рода проверках:
- Нередко компьютер диагностирует низкое давление в системе, однако точно определить источник не представляется возможным. Так, если по нормам вакуум должен быть 0,6 бар, а в действительности он составляет только 0,3 бар, то источник неисправности — актуатор.
- Первая проблема нередко приводит к возникновению второй. При низком уровне вакуума может отказать датчик управления турбиной. Данная поломка фактически не поддается диагностике. Единственный вариант — замена датчика другим — заведомо рабочим.
Стоит отметить, что ремонт турбин стоит производить только в сервисных центрах, которые предоставляют гарантию на данные услуги, а также используемые в процессе запасные части. В противном случае велик риск столкнуться с проблемами в её работе снова достаточно быстро.Качественно восстановленная турбина по сроку службы и своим характеристикам ни в чем не уступает новой и может безотказно прослужить несколько лет.