Центровка турбин



Турбина по праву считается одним из самых главных элементов силового агрегата автомобиля. Однако, из-за больших и постоянных нагрузок, она может выйти из строя. Определить поломку не так уж сложно, об этом свидетельствуют следующие признаки:

  • резкое уменьшение мощности мотора;
  • увеличение расхода топлива и масла;
  • выхлоп имеет нехарактерный черный или сизый цвет;
  • нарушаются температурные режимы работы силового агрегата.
Любой из вышеприведённых симптомов может свидетельствовать о неисправности турбины. В таких случаях лучше всего обратиться к специалистам, у которых уже имеется опыт решения подобных проблем.

Центровка турбин автомобиля

В некоторых автомастерских (лучше к ним не обращаться) турбину сразу же извлекают из системы мотора, даже без проведения диагностики. Это ошибка, ведь прежде, чем приступать к устранению неполадок, нужно убедиться, что все вспомогательные элементы турбины функционируют нормально. Тем более, что полную диагностику турбинного механизма автомобиля можно провести, даже не извлекая её из мотора.

Диагностика

Чтобы продиагностировать турбину без её демонтажа, автомастера проводят следующие действия:

  1. Отсоединяют патрубки и проводят их тщательный осмотр – первым делом отсоединяют патрубок впускного коллектора мотора и интеркуллера. Затем воздушного фильтра и турбокомпрессора. В нормальном состоянии элементы должны быть сухими и содержать минимальное количество масла. Если смазочного средства заметно больше, то точно определяется причина утечки. Здесь два варианта: турбокомпрессор или мотор. Именно от данного момента и зависит, с чего начнутся ремонтные работы.
  2. Осмотр лопаток – проводиться тщательный осмотр турбокомпрессора на предмет механических повреждений или износа. Если они есть, то элемент подлежит срочной замене.
  3. Манипуляции с валом осевого направления – автомастер сразу способен определить увеличенный люфт (больше 0.05 мм). В данном случае, турбокомпрессор также подлежит немедленному ремонту или замене.
  4. Манипуляции с валом радиального направления – здесь уже показатель допустимого люфта 1 мм. Если он больше, то в крайнем положении лопатки элемента будут соприкасаться с холодной улиткой, что крайне нежелательно.
  5. Проводится осмотр корпуса подшипника и турбины – если специалист обнаруживает трещины (а их появление неизбежно), то турбокомпрессор также подлежит ремонту либо замене.
  6. В случае если автовладелец обнаружил резкое падение мощности мотора, автомастер также приступает к тщательной проверке герметичности входного и выхлопного трактов. Стоит помнить, что в современных моторах помимо продвинутой инжекторной системы, установлена и сложная система турбонаддува, и неисправности каждой из них в одинаковой степени могут привести к падению мощности. Проблема также может крыться в неправильных настройках системы зажигания.
  7. Проверка звуков работы турбины – на завершительном этапе диагностики, автомастер запускает мотор и вслушивается: нехарактерные звуки также могут свидетельствовать о том, что турбина вышла из строя.

Устранение неполадок

Итак, наиболее частые причины выхода из строя турбины:

  1. Засорение воздушного фильтра – любой автомастер Вам скажет, что чистить его бессмысленно и лучше всего заменить.
  2. Засорение подводного канала турбокомпрессора – здесь можно ограничиться его очисткой, или просто заменить засоренные патрубки.
  3. Засорение выводного канала – решение проблемы такое же, как и в предыдущем варианте.
  4. Нарушение герметичности – автомастер подтягивает крепёж, либо просто проводит замену прокладки.
  5. Нарушение герметичности впускных уплотнителей – также необходимо подтянуть крепёж или заменить прокладку.
  6. Загрязнение выпускного коллектора – проводится обыкновенная его очистка.
  7. Загрязнение выпускной системы – также проводится очистка и замена неработоспособных элементов.
  8. Нарушение герметичности выпускных уплотнителей – подтягиваются крепежи и, в случае необходимости, проводиться замена прокладки.
  9. Деформация герметичности выходного корпуса турбины – проводятся действия такие же, как и в предыдущем пункте.
  10. Нарушение герметичности выпускной системы – проводится замена нерабочих элементов.
  11. Засорение маслопровода – проводится очистка элемента и, при необходимости, его замена на новый.
  12. Нарушение системы вентиляции картера мотора – очистка или замена сапуна.
  13. Выход из строя топливной аппаратуры – проводиться ремонт и регулировка системы (кстати, наиболее трудоёмкая и энергозатратная часть ремонта).
  14. Нарушение работы клапанов цилиндра – также осуществляется их ремонт и настройка. В некоторых случаях никак нельзя обойтись без полной замены элементов.
  15. Нарушение работы цилиндро-поршневой группы – решение, точно такое же, как и в предыдущем варианте.

Центровка турбин при помпаже

Отдельно поговорим о такой неисправности, как помпаж турбины, так как она является одной из наиболее распространённых. На счастье, данную проблему не так уж и трудно определить – заметно снижается мощность надува, и мотор начинает издавать нехарактерные хлопки.

Как только Вы обнаружили помпаж, нужно немедленно обратиться к специалистам. Если затягивать с решением проблемы, можно в итоге прийти к деформации воздушной крыльчатки, и, как следствие, нарушению работы силового агрегата.

Причины появления помпажа таковы:

  • механические повреждения сопла турбины;
  • появление кокса на крыльчатке;
  • нарушение амплитуды открытия заслонок;
  • нарушение работы компрессорного колеса, и, как следствие, нарушение температурных режимов работы турбинного механизма;
  • нарушение синхронности работы.

Как избежать помпажа турбин? Это всего лишь вопрос времени, и никак не зависит от модели автомобиля. Чтобы отсрочить появление проблемы, нужно тщательно следить за состоянием клапанов и фильтров, и своевременно обращаться к специалистам для проведения диагностики.